АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Деятельность автотранспортных предприятий и автотранспортной отрасли в целом зависит от различных составляющих - это:
- капитальные вложения на развитие и обновление транспортных систем;
- размещение вблизи АТП отраслей промышленности и сельского хозяйства;
- развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных связей;
- совершенствование транспортных средств, технологического оборудования, внедрение программного обеспечения для управления и контроля производством и т.д.
В 2005 г. Правительство РФ одобрило Транспортную стратегию России на период до 2030 года. Данная программа должна обеспечить развитие всей автотранспортной отрасли, устранить имеющиеся проблемы.
Основные направления Транспортной стратегии:
- совершенствование структурных преобразований;
- преодоление старения парка;
- внедрение механизмов устойчивого воспроизводства;
- снижение доли транспортных затрат в себестоимости продукции;
- внедрение эффективных механизмов финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров;
- обеспечение целевого субсидирования перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки или пользователей транспортных услуг, и другие.
На основании данных единой государственной статистки (табл. 1 и 2), начиная с 2005 года, рост объемов перевозок автомобильным транспортом был нестабилен. По остальным показателям автомобильный транспорт в России пока не может составить конкуренцию железнодорожному. Это, главным образом, связано с недостаточно высоким качеством автодорог и высокой себестоимостью перевозок.
Таблица 1 – Изменение грузооборота, объемов перевозок железнодорожного и автомобильного транспорта Таблица 2 – Некоторые экономические показатели автомобильных и железнодорожных перевозок за 2009 год В условиях рыночной экономики и ослабления функций государственного регулирования в автотранспортной отрасли возник ряд негативных тенденций. Одна из них – это интенсивная дезинтеграция автотранспортного комплекса, распад целостной системы перевозок общего пользования на мелкие сегменты автотранспортного бизнеса и технологического транспорта непрофильных отраслей экономики. Это подтверждается статистическими данными (табл.3). Таблица 3 – Наличие транспортных средств (на конец года; тысяч штук) В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов в виде физических и юридических лиц, являющихся владельцами 5,5 млн. транспортных средств. При этом 56 % грузовых автомобилей (3,1 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц, примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики и лишь немногим более 60 тыс., или всего лишь 12% грузовых автомобилей – в отраслевых АТП. Закономерным следствием всего этого является крайне негативный эффект низкого «масштаба» производства: ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и «кустарные» технологии основных транспортных процессов, а также снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.
Процветают также «теневой» бизнес и демпинг цен. Это приводит к банкротству законопослушных грузоперевозчиков и огромным бюджетным потерям субъектов Российской Федерации и территориальных образований различного уровня.
На основании данных по техническим показателям как ресурс автомобиля и расход топлива (табл.4) можно сделать вывод, что наша автомобильная промышленность пока не обеспечивает потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе с высоким уровнем безопасности, качества, ресурса и других технико-экономических показателей.
Таблица 4 – Ресурс отечественных и зарубежных автомобилей и расход топлива Сегодня основной проблемой российских перевозчиков являются ограниченные возможности в приобретении и обновлении парка, что связано с его высокой стоимостью. Кредитные и лизинговые ставки кратно превышают те, которые используют наши основные зарубежные конкуренты. Отменен и льготный режим, который имел место с 2004 года по приобретению транспортных средств. Кроме того, серьезная нагрузка в виде утилизационного сбора прибавляет к стоимости приобретаемого подвижного состава порядка 10%, или 15–20 тыс. евро, так как перевозчик вынужден брать именно импортный подвижной состав.
В настоящее время осуществляется значительная господдержка в обновлении автотранспортного парка особенно муниципальных предприятий.
Для этих целей в Кузбассе, например, было выделено на приобретение нового парка 2 миллиарда рублей и приобретено более 800 автобусов. В итоге парк междугородных автобусов обновлен практически полностью. Однако, это вызвало новые сложности для АТП – это несоответствие производственных баз эксплуатируемым автотранспортным средствам.
Так как конструкции многих моделей автобусов и грузовых автомобилей претерпели значительные изменения за последнее время, то имеющиеся устаревшее оборудование большинства АТП не позволяет провести диагностические, регулировочные и прочие работы на автомобилях. Кроме оборудования устарели и производственные здания предприятий, а также площади их уже не соответствуют имеющемуся парку.
Особенно, это касается муниципальных предприятий, которые почти всегда остаются дотационными и не имеют возможности приобрести новое современное оборудование или реконструировать производственные зоны и участки.
Кроме внешних причин неэффективной работы АТП есть и внутренние.
Многие предприятия не имеют полный перечень необходимого оборудования или оно не в достаточном количестве. Тем самым снижается качество и производительность работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, а значит увеличение простоев в зонах ТО и ремонта.
На многих АТП, особенно грузовых, не выполняется должным образом техническое обслуживание, не соблюдается его график, не используются передовые и новейшие методы управления производством. Не все должностные лица имеют соответствующее образование. Относительная низкая оплата труда в автотранспортной отрасли по сравнению с другими отраслями является причиной нехватки высококвалифицированных рабочих и грамотных специалистов.
Поэтому помимо государственной поддержки по обновлению парка, необходимо комплексное обновление производственных баз предприятий, созданных еще в прошлом веке. Государство должно создать механизмы и даже оказать финансовую поддержку, которые позволят отраслевым перевозчикам не в ущерб себе обновлять производственные базы.
Кроме этого возможны следующие меры по решению множества проблем в автотранспортной отрасли:
- снижение себестоимости перевозок за счет внедрения в производства современных методов управления, логистики и программного обеспечения;
- создание государством возможности и условий для применения новейших технологий в строительстве и ремонте дорог;
- выделение государственных средств на переобучение рабочих и специалистов для работы на современном оборудовании и для получения навыков обслуживания и ремонта современной техники;
- оказание государственной поддержки в обновлении учебного оборудования и лабораторий автотранспортных образовательных учреждений.
Техническое обновление отраслевых транспортных предприятий позволит сделать автомобильные перевозки более надежными и производительными.
|