Среда, 22.01.2025, 15:12
ТОРА
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Актуальные проблемы автотранспортных предприятий

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

     
    Деятельность автотранспортных предприятий и автотранспортной отрасли в целом зависит от различных составляющих - это:

    - капитальные вложения на развитие и обновление транспортных систем;

    - размещение вблизи АТП отраслей промышленности и сельского хозяйства;

    - развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных связей;

    - совершенствование транспортных средств, технологического оборудования, внедрение программного обеспечения для управления и контроля производством и т.д.

    В  2005 г. Правительство РФ одобрило Транспортную стратегию России на период до 2030 года. Данная программа должна обеспечить развитие всей автотранспортной отрасли, устранить имеющиеся проблемы.

    Основные направления Транспортной стратегии:

    - совершенствование структурных преобразований;

    - преодоление старения парка;

    - внедрение механизмов устойчивого воспроизводства;

    - снижение доли транспортных затрат в себестоимости продукции;

    - внедрение эффективных механизмов финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров;

    - обеспечение целевого субсидирования перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки или пользователей транспортных услуг, и другие.

    На основании данных единой государственной статистки (табл. 1 и 2), начиная с 2005 года, рост объемов перевозок автомобильным транспортом был нестабилен.  По остальным показателям автомобильный транспорт в России пока не может составить конкуренцию железнодорожному.  Это, главным образом, связано с недостаточно высоким качеством автодорог и высокой себестоимостью перевозок.

    Таблица 1 – Изменение грузооборота, объемов перевозок железнодорожного и автомобильного транспорта

     

    Таблица 2 – Некоторые экономические показатели автомобильных и железнодорожных перевозок за 2009 год

     
    В условиях рыночной экономики и ослабления функций государственного регулирования в автотранспортной отрасли возник ряд негативных тенденций. Одна из них – это интенсивная дезинтеграция автотранспортного комплекса, распад целостной системы перевозок общего пользования на мелкие сегменты автотранспортного бизнеса и технологического транспорта непрофильных отраслей экономики. Это подтверждается  статистическими данными (табл.3).
     
     Таблица 3 – Наличие транспортных средств (на конец года; тысяч штук)
     
    В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов в виде физических и юридических лиц, являющихся владельцами 5,5 млн. транспортных средств. При этом 56 % грузовых автомобилей (3,1 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц, примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики и лишь немногим более 60 тыс., или всего лишь 12% грузовых автомобилей – в отраслевых АТП. Закономерным следствием всего этого является крайне негативный эффект низкого «масштаба» производства: ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и «кустарные» технологии основных транспортных процессов, а также снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

    Процветают также «теневой» бизнес и демпинг цен. Это приводит к банкротству законопослушных грузоперевозчиков и огромным бюджетным потерям субъектов Российской Федерации и территориальных образований различного уровня.

    На основании данных по техническим показателям как ресурс автомобиля  и расход топлива (табл.4) можно сделать вывод, что наша автомобильная промышленность пока не обеспечивает потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе с высоким уровнем безопасности, качества, ресурса и других технико-экономических показателей.

    Таблица 4  – Ресурс отечественных и зарубежных автомобилей и расход топлива
     
    Сегодня основной проблемой российских перевозчиков являются ограниченные возможности в приобретении и обновлении парка, что связано с его высокой стоимостью. Кредитные и лизинговые ставки кратно превышают те, которые используют наши основные зарубежные конкуренты. Отменен и льготный режим, который имел место с 2004 года по приобретению транспортных средств. Кроме того, серьезная нагрузка в виде утилизационного сбора прибавляет к стоимости приобретаемого подвижного состава порядка 10%, или 15–20 тыс. евро, так как перевозчик вынужден брать именно импортный подвижной состав.

    В настоящее время осуществляется значительная господдержка в обновлении автотранспортного парка особенно муниципальных предприятий.

    Для этих целей в Кузбассе, например, было выделено на приобретение нового парка 2 миллиарда рублей и приобретено более 800 автобусов. В итоге парк междугородных автобусов обновлен практически полностью. Однако, это вызвало новые сложности   для АТП – это несоответствие производственных баз эксплуатируемым автотранспортным средствам.

              Так как конструкции многих моделей автобусов и грузовых автомобилей претерпели значительные изменения  за последнее время, то имеющиеся устаревшее оборудование  большинства АТП не позволяет провести диагностические, регулировочные и прочие работы на автомобилях. Кроме оборудования устарели и производственные здания предприятий, а также площади их уже не соответствуют имеющемуся парку.

    Особенно, это касается муниципальных предприятий, которые почти всегда остаются дотационными и не имеют возможности приобрести новое современное оборудование или  реконструировать производственные зоны и участки.

    Кроме внешних причин неэффективной работы АТП есть и внутренние.

    Многие предприятия не имеют полный перечень необходимого оборудования или оно не в достаточном количестве. Тем самым снижается качество и производительность работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, а значит увеличение простоев в зонах ТО и ремонта.

    На многих АТП, особенно грузовых, не выполняется должным образом техническое обслуживание, не соблюдается его график, не используются передовые и новейшие методы управления производством. Не все должностные лица имеют соответствующее образование. Относительная низкая оплата труда в автотранспортной отрасли по сравнению с другими отраслями является причиной нехватки высококвалифицированных рабочих и грамотных специалистов.

    Поэтому помимо государственной поддержки по обновлению парка, необходимо комплексное обновление производственных баз предприятий, созданных еще в прошлом веке. Государство должно создать механизмы и  даже оказать финансовую поддержку, которые позволят отраслевым перевозчикам не в ущерб себе обновлять производственные базы.

    Кроме этого возможны следующие меры по решению множества проблем в автотранспортной отрасли:

    - снижение себестоимости перевозок за счет внедрения в производства современных методов управления, логистики и программного обеспечения;

    - создание государством возможности и условий для применения новейших технологий в строительстве и ремонте дорог;

    - выделение государственных средств на переобучение рабочих и специалистов для работы на современном оборудовании и для получения навыков обслуживания и ремонта современной техники;

    - оказание государственной поддержки в обновлении учебного оборудования и лабораторий автотранспортных образовательных учреждений.

    Техническое обновление отраслевых транспортных предприятий позволит сделать автомобильные перевозки более надежными и  производительными.
     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: 190631 (19.01.2014)
    Просмотров: 4178 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz